Часть I.
После пятикратного просмотра фильма на большом экране хочется зафиксировать кое-какие выводы, которые начали копиться еще с первого раза и постепенно созревали до удобоваримого состояния. Надо сказать, что, будучи вполне умеренным почитателем ВК, я совершенно упустила то, что на экраны выходит Хоббит и соответственно ничего не читала о фильме заранее, не зная о кастинге, адаптации сюжета etc, поэтому все происходящее на экране было для меня полной неожиданностью.
Итак, начну с сюжета.
читать дальше
Искренне не понимаю претензий к PJ, апеллирующих к тому, что в сюжет не включены масштабные баталии, нет размаха ВК, мало сюжетных линий, все 2 часа 45 минут несуразная компании из 13 гномов, хоббита и волшебника выполняют некий квест, а их в это время имеют все кому не лень (с душевным трепетом и ужасом жду Трандуила и неканоничную командиршу трандуилового спецназа Тауриэль: какое моральное унижение для несчастных гномов! ). Хоббит-камерная история о путешествии Бильбо со товарищи, а не Мировая война со Злом, в которой задействованы все расы Средиземья, потому что всех это Зло касается и никто не может остаться в стороне. Дойти до Эребора - очень личная задача дварвов и в частности Торина Дубощита, но всех остальных жителей толкиновского космоса, включая вездесущих эльфов, касается очень опосредованно. Именно поэтому здесь по определению не может быть тех масштабных сцен, пока действие не принимает вселенский масштаб, как в битве Пяти воинств, и разветвленных линий сюжета. А пока все сконцентрировано на гномах, их чувствах, их тревогах, их личных причинах этого похода. Это клановая вендетта гномов, и им никто не спешит помогать, хотя последствия этой вендетты будут иметь значение для судеб всего Средиземья. Но, похоже, помимо Гендальфа, пока что это понимает лишь Галадриэль, в то время как Элронд демонстрирует могущее поспорить с гномьим упрямство, а Саруман уже явно склоняется к коллаборации с будущим Черным Властелином. А надменный персонаж Трандуил на ставшем присказкой лосе просто аккумуляция враждебной пассивности по отношению к дварвам, которой во второй части суждено трансформироваться во вполне себе активную. В общем, гномам открыто дают понять, что это их война, а все, что максимум могут сделать сильные мира сего - не мешать. Отсюда локальность, отсутствие масштабности в привычном после ВК ее понимании.
Следующая частотная претензия к режиссеру - хронометраж. За 2 часа 45 минут в зрительном зале, наполненном жующими и пьющими любителями кино, каждый второй (или первый) приблизительно с появлением на экране Имладриса думает уже не о помолодевшем и бравом глашатае Гил-Гэлада Элронде, а о куда более прозаических вещах. Зачем было детскую книжку в 200 страниц превращать в трилогию, как ВК? PJ экранизирует не детскую сказку, он создает приквел, который должен существовать в уже заданных десять лет назад координатах. А это значит, что существует ряд условий, созданных самим же режиссером и его командой, которые поменять он уже не может. Именно поэтому стилистика должна остаться та же самая, плюс должен быть ряд узнаваний и аллюзий - отсюда знакомые музыкальные темы, визуальные ряды, отсюда Фродо и 60 лет назад. Должна быть четкая привязка и отсылка к уже созданной трилогии. Именно из-за трансформации детской истории в сказку для взрослых с проработанными персонажами и утяжеленными сюжетными линиями возникает проблема со временем и необходимостью расширить временные рамки и сделать трилогию. Отсюда кажущаяся куцесть истории про гномов: в трилогии ВК показана масштабная борьба за судьбу Средиземья, в трилогии Хоббит - локальный камерный поход гномов к Одинокой Горе.
Теперь о персонажах.
Бильбо.
Мартин Фримен необычайно ограничен в этой роли, и приятие его возникает с первой же секунды. Остается только догадываться, сколько работы стоит за кажущейся простотой и очаровательной смесью простодушия и лукавства персонажа. Неожиданное путешествие для него - путь взросления и некоей инициации в качественно другую жизнь. Из погрязшего в обывательщине хоббита он превратится в того, кто уже не сможет довольствоваться керамикой из Восточного Удела и узорной вышивкой, которому будет нужно нечто принципиально другое. Отсюда его будущий уход в Ривенделл в начале ВК. Он проходит долгий путь моральной трансформации, который никак не назовешь легким. Причем эта трансформация видна уже на излете первого фильма. Если вначале Бильбо переживает из-за отсутствия носового платка и аллергии на пони, то в конце фильма он под гипнотическим воздействием кажущегося безумным поступка Торина бросается его защищать, хотя надежда на успех более чем призрачная. Но что тот, что другой мыслят отнюдь не рационалистскими категориями.
Гэндальф.
Старый знакомый маг здесь представлен в более, что ли, человеческом свете. То есть он еще молод, не обременен в полной мере теми заботами, что будут терзать его в ВК, и может за милую душу пошутить и посмеяться в развеселой компании гномов, забавляясь реакцией Бильбо на все происходящее. Он выступает своеобразной палочкой-выручалочкой для гномьей компании, без которой даже такая храбрая команда неминуемо погибла бы в Пустынных Землях.
Торин Дубощит
Если бы, следуя первоисточнику, из героя Ричарда Армитэйджа сделали сварливого карлика с длинной белой бородой, не было бы эпического героя, который бы стал смысловые центром повествования. Приходилось читать многочисленные отзывы, в которых говорится о том, что Торин из фильма и Торин из первоисточника это две большие разницы и ничего общего, что Джексон преследовал корыстную цель привлечь женскую аудиторию в кинозалы, дав ей на растерзание Армитэйджа, как он сделал это ранее с Мортенсеном и Блумом. Но если перед режиссером стоит задача показать героя, который проходит сложный путь душевного развития, который находится в постоянных душевных терзаниях, которые не в силах порой понять даже Гэндальф, который вынужден быть героической личностью, хочет он этого или нет, и который должен вызывать живейшее сопереживание у зрителя - он должен быть узнаваем в первую очередь. И эта узнаваемость великолепно обыграна Джексоном и командой, когда они используют устоявшийся в мифологическом сознании архетип короля без короны, который должен обладать рядом качеств и выполнить ряд функций, чтобы достичь определенной цели. Таким образом, Ричард Армитэйдж (франкофонные поклонники любовно называют его Рири, как я сегодня обнаружила, просматривая фр. блоги) просто не имел никакого шанса потерпеть неудачу у зрителей. Он по максимуму усложнил психологический облик своего персонажа, который стоит особняком среди всех персонажей в фильме. Он создает ощущение абсолютного одиночества и тотальной пустоты вокруг него, хотя постоянно окружен кем-нибудь, и иногда задумаешься вопросом, не переусердствовал ли он с трагизмом. Для зрителя, смотрящего этот фильм с реалистической точки зрения, это может быть и так, но если рассматривать Торина как эпического персонажа, то все выстроено закономерно и грамотно: и взгляд на него со стороны Балина и Бильбо, которые формируют с самого начала отношение зрителя к персонажу, основанное на их собственном восприятии, которое в дальнейшем развивается уже непосредственно под воздействием фактов, представленных поступками персонажа, и первое не самое приятное впечатление, которое производит Торин, появляясь в Бэг-Энде под мрачное музыкальное сопровождение, и его на первый взгляд неразумные поступки. Он знает, что на нем лежит тяжелый грез прошлого и тяжелая ответственность, переложить часть которой на плечи другого (вспоминаем Фродо и кольцо) он не может. Плюс абсолютное отсутствие поддержки ( в этом плане тот же Арагорн был куда счастливее), трагическая потеря всей семьи. Его доведенная до предела мрачность, неулыбчивость, озабоченность, неуравновешенное поведение в бою, озлобленность и периодические выпады в сторону участников похода лишь следствие этого и вполне обоснованные и понятны. Он производит впечатление куда более уязвимого персонажа, чем Арагорн, с которым его так часто сравнивают. Он более эмоционален и менее защищен, зрители видят его чистые эмоции: гнев, отчаяние, досаду, надежду при виде Одинокой Горы в финале фильма. Даже если не знать, что его ждет впереди, создается ощущение трагичного итога и некоей безысходности.
Фили-Кили
Два молодых гнома проходят также свой путь взросления в этом фильме наравне с Бильбо. Из довольно беззаботных молодых людей, первый раз вышедших в серьезный поход, они должны в итоге превратиться в суровых воинов гномьей породы. Если не знать об их родственных связях между собой и Торином, то многие детали заметить очень тяжело. Видно только, что они всегда вместе, молоды, неопытны, позволяют себе подурачиться, в бою сильно увлекаются и теряют бдительность. Но если знать подтекст, становится видно и то, как они стараются держаться все время вместе, как переживают друг за друга, какое согласие царит между ними. Плюс видны их неявные для стороннего зрителя взаимоотношения с дядей: его педагогические приемы, беспокойство за них, некоторая гордость etc. Да и разница в характерах налицо.
Хоббит: нежданное путешествие
Часть I.
После пятикратного просмотра фильма на большом экране хочется зафиксировать кое-какие выводы, которые начали копиться еще с первого раза и постепенно созревали до удобоваримого состояния. Надо сказать, что, будучи вполне умеренным почитателем ВК, я совершенно упустила то, что на экраны выходит Хоббит и соответственно ничего не читала о фильме заранее, не зная о кастинге, адаптации сюжета etc, поэтому все происходящее на экране было для меня полной неожиданностью.
Итак, начну с сюжета.
читать дальше
После пятикратного просмотра фильма на большом экране хочется зафиксировать кое-какие выводы, которые начали копиться еще с первого раза и постепенно созревали до удобоваримого состояния. Надо сказать, что, будучи вполне умеренным почитателем ВК, я совершенно упустила то, что на экраны выходит Хоббит и соответственно ничего не читала о фильме заранее, не зная о кастинге, адаптации сюжета etc, поэтому все происходящее на экране было для меня полной неожиданностью.
Итак, начну с сюжета.
читать дальше