В недавно переведенной работе m-me Клод Дюлон "Анна Австрийская", вышедшей в издательстве Hachette в 1980 году и удостоенной главной награды Французской академии, можно найти такое описание внешности короля Людовика XIII:"Полубог" заикается, но это не врожденный дефект. У "полубога" узкие плечи, которые так и не стали шире, несмотря на его охотничьи подвиги и жизнь на свежем воздухе. Тем не менее двор считает, что "полубог"недурно сложен. Честно говоря, Людовик может гордиться лишь своими волосами - этой темной волнистой гривой. Монарха не будет заботить ее стрижка или укладка, что приведет к появлению новой моды..." Что же пишут о физических данных короля историки, посвятившие свои научные изыскания раскрытию загадки "короля-Гамлета" во французской истории?
читать дальшеОстановимся подробно на том, что говорят нам основные на данный момент работы, - это биография Пьера Шевалье "Людовик XIII, корнелевский король", вышедшая в 1979 году, и рабта Жана-Кристиана Петифиса "Людовик XIII", увидевшая свет в 2008 году.
Пьер Шевалье считает, что Людовик XIII "вовсе не был принцем, неприятным на вид", так как был достаточно хорошо сложен, несмотря на то, что лицо его было скорее некрасиво. Он был очень пропорционально сложен, но не казался слишком крепким, что не мешало ему производить прекрасное впечатление на парижан и жителей провинции во время публичных церемоний.
За всей этой видимостью скрывается достаточно хрупкое телосложение. Оно требует постоянной заботы. Королевский медик должен был неотлучно находиться при своем пациенте и использовать все знаия, находящиеся в арсенале фармацевтики того времени. Несмотря на необыкновенную выносливость короля и все его невероятные охотничьи и военные забавы, природа была более щедра к королю в интеллектуальном и моральном плане, нежели чем в физическом. Современники говорят о том, что "его ум был быстрым и вдохновленным решительной волей". У Жана-Кристиана Петифиса мы находим: "Физически король расцвел поздно - к тридцати годам: он вытянулся, но не был чрезмерно высоким. Его внешность была полна элегантности и непререкаемого величия. Бледная кожа, темные волосы, высокий лоб, изогнутые брови, крупный нос с горбинкой, полная нижняя губа, вытянутый подбородок, усы и бородка а-ля руаяль". Филипп Эрланже и Мадлен Фуазиль акцентируют внимание на том, что король всегда держался невероятно прямо, чему, возможно, в немалой степени способствовало то, что, согласно требованиям этикета, король с двухлетнего возраста вынужден был сидеть в кресле, не касаясь его спинки. По поводу звука голоса Эрланже говорит о том, что он был низким, достаточно резким и глухим.